Евгений Шульц на связи!

Права она или нет, это моя страна. Если права, мы ее поддержим, если не права — поправим!

Previous Entry Share Next Entry
Гиперболоид инженера Гарина
eugenyshultz
Ряд СМИ сегодня распространил информацию, что в Ростове задержали трёх местных жителей, которые ослепляли экипажи пассажирских самолётов ради развлечения. Напомню, в последнее время участились случаи, когда пилотов, производящих посадку в ростовском аэропорту, слепили лазером с земли. Подобные инциденты были также зафиксированы в аэропортах Москвы и Сочи.

По официальной информации, в настоящее время задержан один молодой человек, 1989 года рождения. При себе у него была светящаяся лазерная указка. Сам подозреваемый свою вину полностью отрицает, сейчас он находится под подпиской о невыезде.

По-моему какая-то ерунда, как можно ослепить лазерной указкой пилота самолета? Что это за новое оружие массового поражения? Лазерная указка... Смешно. Для проверки гипотезы по поводу возможности этого действия попробуйте ослепить хотя бы водителя трамвая лазерной указкой. Я не призываю к этому:), но хотя бы чисто ментальный эксперимент поставьте. А лучше а себе попробуйте. В меня светили указками миллион раз с расстояний в десятки метров и ничего - выжил:).



Это ж не гиперболоид инженера Гарина. Луч указки хоть и слабо рассеивается на больших расстояниях, но не настолько чтобы затруднить работу пилота. И потом в небе есть гораздо более яркий источник света - например Солнце. И как-то пилоты научились отводить взгляд от нестерпимого света. А тут указка....Даже если предположить, что луч указки вызывает дискомфорт на расстоянии в километры, то понятно, что это именно дискомфорт, а не ОСЛЕПЛЕНИЕ. Думаю с борта самолета, максимум что можно увидеть от указки - это вполне различимый луч света. Но видеть свет и быть ослепленным - сильно разные вещи.

P.S. Специально для особо одаренных: Направлять луч точно в глаз нельзя не себе ни другим. Особенно с близкого расстояния. Это действительно вредно, особенно с близкого расстояния. Вопрос в том, что надо еще попасть лучом в глаз - это не так уж и просто, если ослепляемый сам не жаждет взглянуть в жерло гиперболоида. Убедившись, что даже с расстояния в дестяток метров это сделать непросто - попробуйте экстраполировать полученные данные на рсасстояни в километры. Думаю, вывод будет очевиден...

Дополнение:



Кабина пилота расположена так, что в глаз ему можно засветить только если гиперболоид находится прямо по курсу. Такая ситуация возможна практически только тогда, когда самолет уже идет на посадку, а инженер Гарин стоит где-то в районе взлетно-посадочной полосы. Что-то я не видел в районе ВПП толпы туристов с указками... При других условиях вообще не представляю как можно засветить глаз пилоту. Не иначе поработали зеленые человечки - лазеры же зеленые....:)

Интересно, тема взволновала не только меня. Есть реально мощные штуки http://green-lasers.ru/catalog/blue_laser_power_1000/ ценой всего 20 тыс. руб.

Также пишут об этом:
"Империя наносит ответный удар. Про лазеры и пилотов." http://artemdragunov.livejournal.com/960912.html
"Ослепляющий лазер" http://kononenkome.livejournal.com/203061.html (картинка оттуда же)

Короче, не отрицая в принципе технической возможности засветки пилота, все-таки не нахожу пока это явление действительно опасным (хотя, безусловно и не считаю безобидным). Сильно удивляет шумиха по этому поводу. Все-таки ослепление светом явление, которое каждый водитель испытывал на дороге, когда источник света был в десятках метров и светил постоянно. В случае же с самолетом даже в принципе засветить можно когда самолет уже совсем идет на посадку (т.е. по времени не более 2-3 минут) - это ж подловить надо момент, правильно встать, вооружиться прибором каким-нибудь прицеливания, лазер достаточно мощный где-то достать. Для чего? Несмотря на досадность засветки, вероятность, что пилот упадет в обморок от зеленого света ничтожна (повторяю свет от солнца намного мощнее, а уж это более чем привычное явление для пилота самолета). Короче, непонятен ажиотаж по этому поводу.

В русле теории заговора есть идея, что эти мощные лазеры чем-то мешают мировому правительству и чтобы ограничить его использование, начинаются вбросы про ослепление пилотов пассажирских самолетов.

promo eugenyshultz december 24, 2015 12:00 162
Buy for 100 tokens
«Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Талеб, который в своей книге «Под знаком непредсказуемости» ввёл термин события типа «чёрный лебедь»... Согласно критериям, предложенным…

  • 1
Можно взять лазел от CD или DVD

Там зеленый лазер был, а не лазерная указка. Им можно с 200 метров шарики воздушные лопать.

в новостях говорят про лазерную указку
http://www.lasersale.ru/ да зеленые более мощные, но не настолько чтобы самолеты слепить

Про 200 м. не слышал. Если это правда, то не думаю, что их так уж легко купить, да еще в настолько компактном исполнении чтобы ходить с ним по городу

Купить их можно в американских инет магазинах. Цена от 30 до 40 т.р.
Длина - около 30 см, диаметр - около 4х.
А то, что в новостях говорят... Это даже обсуждать стремно. В инете четко писали про зеленый цвет луча, начиная с первого случая.

Кабина пилота расположена так, что в глаз ему можно засветить только если гиперболоид находится прямо по курсу. Такая ситуация возможна практически только тогда, когда самолет уже идет на посадку, а инженер Гарин стоит где-то в районе взлетно-посадочной полосы. Что-то я не видел в районе ВПП толпы туристов с указками... При других условиях вообще не представляю как можно засветить глаз пилоту. Не иначе поработали зеленые человечки - лазеры же зеленые....:)

С одной стороны, я согласен , но с другой стороны, если вы поближе познакомитесь с системами управления самолётом и действием лазера, то поймёте:
1) Системы управления и так завязаны на лазерах.
2) Если лазером посветить на тучу прямо перед носом самолёта, эффект будет, как от сильной вспышки в глаза. Это не ослепит совсем, но эффект неожиданности будет дай Бог.

есть очень мощные "бытовые" лазеры с эффективной дальностью 5 км. стоит около $200. видел, по моему на DX

что значит "эффективная дальность"
Что вообще под лазерами понимаете? Переносные гиперболоиды?

насчет дальности - так там написано было. возможно, на большем расстоянии радикально падает мощность. а под лазерами в данном контексте я понимаю лазерный указки мощностью от 5 мВт

ну так я и имею в виду, что в глаз пилоту можно засветить минимум с расстояния метров 300 (и то если очень повезет, т.к. места вокруг ВПП все-такие не как-то охраняются), а на такой дальности никакого ослепления уже быть не может. Ну увидит пилот зеленый пучок свет - ничего страшного не случится.

люди считали вот что выходит:

Мощность 1 Вт на площади в 20000 см^2 даст плотность мощности в 50 мкВт/см^2, т.е. в 2000 раз меньше Солнца. Ни о каких повреждениях глаза - да даже ослеплении - тут речи не может быть в принципе.

Другое дело, что светить могут твердотельниками - там таки да, пучок хороший, и плотность мощности будет где-то 1 мВт/см^2. Но такие лазеры стяют где-то 4-5-6 тыщ евро. Это уже явно не указки.

мне вся эта история странной кажется. в шалунов с твердотельником мне не верится, а попадание указкой в глаз пилоту тоже представляется маловероятным. но в потенциальный вред от такого я верю - на примере коллеги убедился, он кинокамерой пытался снять лазерный луч с торца - как итог полгода лечения

Термин "ослепление" в контектсет этой новости не надо понимать буквально.
В виду же имеется именно помеха зрению, что действительно затрудняет пилотирование, а особенно в такой стремный момент как посадка.

Слушал по радио разбор специалистов вроде. Тоже говорят что без специальных приборов нацеливания тяжело в кабину самолета попасть. То есть похоже на саботаж.

В указках лазер красный. Несмотря на кажущую параллель, технологии в разных цветах разные. Это вполне может быть реклама в паре километров по курсу ВПП. И целится специально не надо- в цикличной программе якобы хаотичного мельтешения совпадения будут.
И на таком расстоянии не будет работать схема в посте- при посадке 2-3° наклона вполне будет достаточно.

вопрос в том, представляет ли это реальную опасность?

Направленный солнечный луч представляет гораздо большую опасность. А так, как описывали пилоты: лазерный луч перекрывал вообще весь фонарь, так этого не может быть никогда.

Т.е. вы разделяете мое мнение, что весь этот ажиотаж с ослеплением пилотов зелеными лазерами высосан из пальца?

Полностью согласен.

Laser

(Anonymous)
http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=70269&p=1644289&viewfull=1#post1644289

в дополнение, вот ссылка, читать с поста на который ссылка указывает, человек толково объясняет

Мне ближе другое мнение из того же форума

Оценки показывают, что в случае дифракционной расходимости зеленый луч изначально 1 мм сечения за пять км до диаметра 2.5 м. Типичная мощность зеленых указок около 100 мВт. Это дает интенсивность порядка 1*10^-2 Вт/см^2, что примерно эквивалентно включению обычной лампочки накаливания в 100 Вт с кпд 6% на расстоянии 4-6 м от глаз. В полной темноте, действительно, неприятно.
Угловая точность прицеливания должна составить порядка 1 миллирад, что выполнить одними руками наверное ни один снайпер не сможет. Можно конечно луч распушить сильнее, не до 3 м, а до 30 м, но тогда и эффект будет ничтожным: не 100 вт лампочка, а в 1 Вт.

То есть или прицельные приспособления не тривиальные имеют место быть (возможно мощный лазер в несколько Вт), тогда это чистой воды терроризм, пацанве недоступный, или это истерия.

Чтобы начать разбираться с хулиганом, не обязательно ждать, пока он совершит что-нибудь по-настоящему опасное.

мне бы и в голову не пришло что лазерная указка может угрожать самолетам.

как ни смешно , но когда я вошел в одну из лабораторий нашей кафедры (это было очень давно), их лазер попал мне в глаз... это как удар кулаком и потом пол дня глаз плохо видел... лучь был красный... а расстояние метров 7... просто вот такие воспоминания эта история навеяла.. ;-) ну а с самолетами самолетами и пилотами... это либо очень дорогое суперхобби... или нагнетание инфотумана... ;-)

(Deleted comment)
В свободной продаже есть указки, которые бьют на 50 км даже сквозь туман, но вряд ли обычный хулиган будет тратить штуку баксов на такую игрушку.

Надо бы написать, в программу "разрушители мифов" пускай проверят. Возможно ли.

мощные лазеры чем-то мешают мировому правительству
С помощью него можно подавать сигналы без раций на большие расстояния.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account