Евгений Шульц на связи!

Права она или нет, это моя страна. Если права, мы ее поддержим, если не права — поправим!

Previous Entry Share Next Entry
Белая гвардия: отзыв после предварительного просмотра
eugenyshultz
По приглашению телеканала «Россия» принял участие в предварительном просмотре 1-й серии фильма «Белая Гвардия».

В ролях:
Константин Хабенский (Алексей Турбин), Ксения Раппопорт (Елена Тальберг), Михаил Пореченков (поручик Мышлаевский), Николай Ефремов (Николка Турбин), Алексей Серебряков (полковник Най-Турс), Сергей Шакуров (гетман Скоропадский), Екатерина Вилкова (Юлия Рейсс), Федор Бондарчук (Михаил Шполянский). Режиссёр Сергей Снежкин, производство телеканала «Россия».
----
ВНИМАНИЕ: Представители телеканала «Россия»! Я глубоко польщен вашим вниманием к моей персоне и просьбой написать мое мнение о фильме. Видит Бог, я хотел написать хороший умеренный отзыв. И я бы написал. Но Хабенский сделать мне этого не дал... Не могу врать самому себе и пишу СВОИ впечатления. Не исключаю, что я совершенно исказил замысел режиссера. Но – я зритель. Я – ТАК ВИЖУ:) Это ведь не только режиссерам дозволено?

ОТЗЫВ О ФИЛЬМЕ "БЕЛАЯ ГВАРДИЯ"

К делу я решил подойти обстоятельно. Смотреть фильм сразу не стал специально. Наличие Хабенского в главной роли сильно насторожило и боюсь предопределило мои впечатления… Освежил сначала в памяти книгу, да пересмотрел советскую экранизацию под названием «Дни Турбиных». Это заняло целый вечер. Наутро запустил экспериментальный просмотр нового фильма.

Первые кадры, тут же повергли в недоумение. На экране чудовищно ушастый Хабенский, который изображает врача Филиппа Филипповича Преображенского из другого великого произведения Булгакова. Перед ним - самодовольный поэт, больной сифилисом. Хабенский играет Алексея Турбина – военного врача. Турбин внимательно осматривает гениталии больного сифилисом. Сам процесс, к счастью остается за экраном… Однако морщится Хабенский так выразительно, что поневоле начинаешь испытывать отвращение. Великий актер все-таки!

СТОП. Отвращение к сценарию и кастингу актеров в этот момент достигло апогея и я чуть не выключил фильм вообще. Однако честь первого просмотра было терять жалко. Поэтому возьму себя в руки и попытаюсь продолжить. Напомню, что «Белая гвардия» - это все-таки экранизация романа Булгакова, а не полностью самостоятельное произведение. Так как начинается книга?

«Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй»

Все. Первые же строки погружают в атмосферу. Без всяких сифилитиков и ужимок актеров. Вот она – сила слова! А как начался советский фильм «Дни Турбиных»? Юнкера под руководством офицеров выкатывают орудия, зима, скрипящий снег, музыка, суетливые движения показывают, что впереди огромная опасность. Юнкерская форма, плакат с ятями «Героем можешь ты не быть, но добровольцем быть обязан!». Все тут же погружает в атмосферу неразберихи, страха и величия революционного периода. В новой экранизации все это выглядит неубедительно. О том, что на дворе Гражданская война, вначале можно понять только из откровений сифилитика об обстоятельствах заражения болезнью.

Не будем спать спойлерами и пересказывать сюжет. Тем более в целом он не искажается от классических прочтений. Пройдемся по актерам.

Как вы поняли, первая серия мне сильно не понравилась. И огромную роль сыграл побор актеров. Хабенский в роли Алексея Турбина – страшная ошибка. Думаю, те кто подбирал актера находились под впечатлением хорошо сидящей белогвардейской формы в х/ф «АдмиралЪ», однако как-то упустили из виду .что в «Белой гвардии» герой Хабенского является врачом. Упустили из виду, что «АдмиралЪ» хоть и собрал неплохую сумму в прокате, однако даже подобием шедевра не стал. Упустили из виду, что Хабенский – это тот кто кричит с перекошенным лицом «Всем выйти из сумрака», а в прошлом изумительно сыграл роль успешного и незаменимого журналистав в х/ф " В движении" - собственно, это единственная его роль которая ему очень идет и в которой он убедителен

Кого мы видим в роли Хабенского? Хабенский холоден, равнодушен и даже как-то отстранен от происходящего. В принципе, это можно назвать «маячит в кадре с отсутствующим выражением лица». Впрочем, выражение лица – фирменное. Да только не военного врача, который переживает за свою семью и за Россию в годы величайших потрясений, а самодовольное лицо менеджера среднего звена, который недавно не вполне удачно обработал очередной откат. Вместо интеллигентной тактичности – высокомерное созерцание происходящего. В общем, нет веры его персонажу. И это откладывает отпечаток на весь просмотр.

Пореченков. Играет поручика Мышлаевского. Сам по себе неплох. Но переигрывает. Возможно, ошибка режиссера в неправильных установках. В принципе, играет все по тексту. Если написано в книге … и слабым голосом сказал: «Осторожно… там водка». То Пореченков, так и говорит. Но голосом НАСТОЛЬКО слабым, что кажется, что он тут же упадет в обморок, что никак не вяжется с его, в принципе, вполне себе здоровой внешностью.

По сюжету Мышлаевский попадает в дом Турбиных после неудачной войсковой операции, обмороженный и даже морально разбитый, убежденный в тупости командования и бесперспективности всего. И Пореченков играет именно это. Но КАК? Трясется как заяц, голос дрожит – причем на этом акцентируется внимание режиссером сверхсерьезно. Начинается жалкая, противная икота. И вот сидит Мышлаевский и икает, икает, икает… Да в книге так и пишется. Мышлаевский был даже как-то жалок… Но!

Вместо офицера, который ВЫГЛЯДИТ жалким. Он сыграл ЖАЛКОГО, униженного, полностью морально уничтоженного человека. Такое ощущение, что он не просто участвовал в войне, а был реально изнасилован перед строем петлюровцев. Это выглядит жалко и отвратительно. И совершенно не вяжется с последующим взрывом мата, который раскрывает Мышлаевского с другой стороны. Несмотря на мужественную внешность Пореченков, обладает все-таки несколько визгливым голосом на повышенной громкости. Выглядит все это истерично и неприятно. Тут же появляются ассоциации с контуженным прапорщиком из «9-й роты». Вот что сказать? Формально ВСЕ правильно. А по чувству – по нулям и в минус…

Естественно, т.к. фильм о «Белой Гвардии» все-таки про белогвардейцев не обошлось без изысканных «Недурно-с», чеканных «Я вас вызываю на дуэль». И т.д. Красивая форма с кушаками, строй за строем идет куда-то в неизвестность. Белогвардейские офицеры в основном говорят, по меньшей мере, как князья в изгнании, т.е. с искренним презрением собеседника и небывалым высокомерием. Поневоле начинаешь понимать, почему народ отвернулся от спасителей Отечества…. Разительно отличается от остальных Пореченков… Этот вставляет простонародные слова и в целом скорее нагл и развязен, нежели сдержан – это значительно больше идет его персонажу, нежели поистине вселенское унижение в начале фильма.

Серебряков продолжает играть контуженного офицера из «9-й роты», который знал все про моджахедов, а в этом фильме про Петлюру и расположение войск на фронте. При этом забавным образом картавит в точности как Ленин, однако обходится без доброй ленинской улыбки и фирменного прищура.

Стоянов мил и приятен. Но в его устах все выглядит издевательством. Такое ощущение, что он издевается над всем. Смеется. Потешается. И даже саботирует своим внутренним юмором. За такое поведение, в принципе следовало бы расстрелять в военное время.

Так, в общем-то, со всеми актерами. Каждый играет, как умеет. Даже без сомнения мощный актер Шакуров, который сыграл гетмана, порою сильно смахивающего на Сталина.

Совершенно странно, что видна искусственность происходящего - искусственность из детских постановок, когда дети заученно повторяют совершенно непонятные им слова других людей. И это при том, что все актеры воможно хоть и не великие, но скажем скромно - неслабые, почти цвет российского кинематографа. Мою личную нелюбовь к игре Хабенского в серьезных фильмах, оставим за скобками... Этак подумаешь, подумаешь и проскочит мыслишка: "А может не актеры виноваты? Может в режиссере все дело?"

В общем, каждый актер играл самого себя. Как и рекомендует Станиславский. Все актеры продемонстрировали фирменные ужимки и гримасы. Однако режиссер забыл, что полностью Станиславский рекомендовал несколько иное: «Играть самого себя в ПРЕДЛОЖЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ». Про это забыли. Обстоятельства были только в виде реквизита. Душой никто в роль не проникал. Совершенно невозможно сравнить Турбина в исполнении Мягкова с исполнением Хабенского. У Мягкова, даже на статичном кадре на лице написано так много, что об этом можно говорить вечно. По сути, в одном кадре Мягкова скрывается почти вся история Турбиных. Про Хабенского даже говорить не буду…
Сравнивать просто смешно. Уверен, никто не сможет отличить кадр из фильма «АдмиралЪ» от кадра из фильма «Белая гвардия». Более того, если бы работники «Ночного дозора» раздобыли белогвардейскую форму, то можно было бы и с Антоном Городецким перепутать…

Все какое-то вторичное. Причем вторичное не от великого скажем прямо. Например, при просмотре сцен с юнкерами вспоминаешь сериал "Курсанты" (который про войну, а не про повзрослевших суворовцев), в котором кстати играет молодой актер, чудовишно похожий и на Хабенского и на Буратино одновременно. Плюс несомненны ассоциации с короткой сценой, запечатленной в шедЭвре "Утомленные солнцем-2" - я о курсантах, которые "каждый 1.90" и погибнут как один - это видимо реверанс в сторону Михалкова...

Декорации. С этим было все нормально. Я не безумный фанат искать несоответствия эпохи и выглядывать на заднем плане современные осветительные столбы, а также Лады-Калины, случайно попавшие в кадр. Я ничего такого не заметил…

Тяжесть и потеря моральных ориентиров продемонстрирована неприличным стишком «Прощайте триппер, гонорея! Без сожаления, без стыда иду сражаться за Россию - по повелению гетмана». В романе так и не смог найти этих слов, хотя искал с помощью Ctrl+F. Оригинальный способ подчеркнуть тяжесть послереволюционных будней. Начали с сифилиса. Теперь триппер. У наших творцов, что только кожно-венерические болезни являются маркерами эпохи?

Семья Турбиных... в общем-то в этой семье и есть суть романа. Однако в фильме я вообще никакой семьи не увидел. Поэтому рассказывать не о чем. К огромному сожалению.

Общее впечатление о фильме. Сериал в антураже белогвардейцев. Проходное кино. Ничего общего с мыслями, переданными в книге и фильме «Дни Турбиных» по первой серии не заметил. Ну так впереди еще 3 (три) ... В общем, для общего развития смотрите – не все же шедевры наблюдать. Да!!! Очень не хватало Безрукова:) {это шутка}

В заключение, я добавлю, что я не отношусь к тем, кто требует безукоризненного следования тексту экранизируемых книг. Понятно, что литература и кино - разные жанры. И что хорошо в виде букв, может быть плохо в виде кадров и звуков. У каждого вида искусства свои методы выражения. Но если идет экранизация романа хочется увидеть все-таки МЫСЛИ из этого романа, общи настрой, впечатление... Так вот если в советских "Дни Турбиных" я увидел Булгакова, то в "Белой Гвардии" я не увидел ничего из книги. Ну, за исключением формального следования сюжету, конечно.

Жду следующих фильмов для рецензирования…Я был просто честен с самим собой.. Поймите меня - и простите если можете. Надеюсь это не нанесет удар по прокату фильма. Возможно даже кто-то захочет сравнить мои впечатления со своими. С любовью и надеждой...

Искренне Ваш, Евгений Шульц.

АПДЕЙТ:

Cмотрю фильм теперь по ТВ. Все немного лучше чем я написал... Отдельные сцены посмотрел с удовольствием. В любом случае - посмотрите сами и решайте. Но в целом, лично мне все-таки не понравилось.


promo eugenyshultz december 24, 2015 12:00 162
Buy for 100 tokens
«Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Талеб, который в своей книге «Под знаком непредсказуемости» ввёл термин события типа «чёрный лебедь»... Согласно критериям, предложенным…

  • 1
(Deleted comment)
нет не эпического фильма. В Белой Гвардии (книге) очень точно показан семья, которая пытается остаться тихой уютной гаванью в эпоху грандиозных перемен. И абсолютную невозможность этого. В этом смсл, на мой взгляд. Как раз тут больше бы камерный жанр подошел, а не эпический размах.

(Deleted comment)
В том-то и дело что в романе и в фильме "Дни Турбины" странным образом переплетены эпичность и камерность. Однако сюжет-то по сути камерный, хотя речь идет о событиях эпического размаха.

Ничего подобного в фильме "Белая Гвардия" не увидел.

Так не честно! Фильм же ещё не показали, а вы его уже обругали. Теперь ещё больше хочется посмотреть. Ух!

Позволю себе высказать мнение, что на почве восприятия искусства у нас резонанс. Написано о том, о чем, пожалуй, я бы тоже заимел схожее суждение. :)
Скажу чуть шире темы. Мы привыкли как к данности, что плеяда старых маститых (советских) актеров уходит, но вот что по ту сторону кадра есть режиссеры - и они тоже сменяются новым поколением, это нами воочию не видно.
Да, режиссеры тоже становятся слабым звеном! Запомнилось восклицание Игоря Скляра на 5 канале - "Сейчас режиссер не может объяснить что артист должен сыграть! Вообще ничего не может пояснить! Говорит, вас на актеров учили - вот и играйте"!
Похоже, из-за этого и есть в образах вся петрушка.

ЗЫ. Иван Стебунов из сериала "Курсанты".

согласен. Если ВСЕ актеры выглядят в фильме плохо - безусловно это в первую очередь провал режиссера.

Гениальная статья! Спасибо за честную оценку, за уважение к творчеству М.Булгакова.

Пореченков - Мышлаевский... Это даже не смешно.. Мы все помним гениального Басова.

совершенно согласен

Не понимаю,зачем последнее время изгаляются над старыми фильмами??Прекрасный фильм Дни Турбиных.
Спасибо за статью и за уважение к творчеству.


Бедный Михаил Афанасьевич.(

Ну почему бедный-то? Вы же не видели фильм! Посмотрите сделайте собственное мнение о нём.
А статья мне тоже понравилась. Но я неприменно посмотрю это кино.

Фрагменты видела.Моё,конечно,мнение,но подбор актёров не понравился(.Буду же сравнивать со старым фильмом).Понимаю,что это не правильно).

bad acting is bad directing

Пострадавшим от полит-троллей и спамеров - предложение.
Это наш комментарий к комментарию, который оставил в вашем блоге   один из 30-ти самых активных полит-троллей сообщества "Известия КПСС".  

Как заявляют участники этого сообщества, их цель - "Троллинг либералов".

Троллинг может вестись  с бесконечным повторением  бессмысленных слов вроде "неполживо -рукопожатно" , либо в предельно грубой форме. 
Например, блоггер ampir просто призывает убивать политических оппонентов (все детали см. ниже) .

Эти господа  "раскрутили"   блог "щаранского", затем  монетизировали его. Он сейчас весь в рекламных ссылках "Шампуня для собак" и "Китайского керамогранита по лучшим ценам".

Если вы когда-либо пострадали от троллей и спамеров- попробуем  сделать ЖЖ чуть чище - предлагаем вместе добиться  закрытия  "блога Щаранского".

Подробности  здесь:  spamoborets.livejournal.com/587.html

Волонтер движения "Интернет без полит-троллей и спамеров"
spamoborets.livejournal.com


Попался на спаме, чекист!

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

ой, да какая ж это премьера! Блин

лет пять назад смотрел по "Культуре" теле-версию спектакля, так там точно были и Хабенский, и Пореченков, и из остальных ещё кто-то

Тоже минут 40-50 боролся с желанием выключить, и в итоге выключил.

И Хабенский, и Пореченков тогда играли как в капустнике - вечно рот до ушей, ржут над своими же остротами, истерят не к месту.

Какое уж там "проникновение в роль". звёздысериалов, мля.

А где найти сегодня лучше? Это, на сегодняшний момент, лучшие актёры! Ну согласитесь?

не соглашусь:) дело не в том, что они плохие. Собственно плохих актеров не бывает - если их использовать в тех ролях, которые они могут играть. Бывают плохие режиссеры. И маркетологи.

Снежкин - хороший режиссёр.Очень хороший. Из работающих сегодня. Жестокий конечно. Но выбирать не приходится.Он - индивидуальность.

А что Михалков что-ли плохой режиссер? Ряд его фильмов просто почти шедевры. Что не отменяет того факта, что УС-2 - полное говно.

Беая Гвардия конечно не говно, просто проходной фильм в формате сериала.

Вот посмотрю и отвечу вам. Идёт?

конечно. Даже буду очень рад,если это будет в формате вашего собственного поста:). А сюда ссылку киньте.

Отзыв мой сугубо субъективный, тут даже не о чем говорить.

Свежие впечатления о фильме

Со многим согласен. Фильм невозможный, центральная идея романа Булгакова потеряна, как и сам сюжет. Разочарован до глубины души.

Странно, что дальнейшее действо (2-4 серии) Вам подсластило пилюлю. Уже, наверное, так скрупулёзно с текстом не сравнивали! :) На мой взгляд, именно дальше наступает полный п...ец. Жалкая отсебятина и халтура. В советские времена фильм непременно был бы забракован цензурой за разжигание украинороссийской вражды, насилия и быстрого секса. Жуткий осадок остался от цинизма, глупости, легкомыслия и безразличия персонажей, какими они предстали благодаря блестящему актёрскому составу. Так надругаться над Михал Афанасичем!!! Это ведь совсем другое "произведение". Предлагаю преименовать фильм пока не поздно в "Жёлтую Гвардию". :)))))

Посмотрел сейчас первую серию и решил вернуться к рецензии Е.Ш. Рецензию поддерживаю полностью! Многовато минусов собралось. Сценарий изначально затянут, и как я понял, много отсебятины добавили.
Помимо написанного ЕШ есть еще на мой взгляд серьезное упущение. Я думаю автор рецензии не стал об этом писать прямо, ограничился тем, что выразился вот так "Семья Турбиных... в общем-то в этой семье и есть суть романа. Однако в фильме я вообще никакой семьи не увидел." Упущение это - фигура Елены Тальберг. Она не получилась скрепляющим образом, не получилась притягательной, вожделенной. Рыжая и набеленная, как привидение.
Что по-настоящему доставило, так это фраза Серебрякова "Я тебе сейчас позвоню - в голову из Кольта"!

Очередной гвоздь в крышку гроба любви украинцев к русским. Хоть я и прожил всю жизнь в Украине, но родился в России, а мать моя русская. Но после просмотра сериала окончательно понял, что я украинец, и с кацапами ничего общего иметь не хочу. Жаль... Прощайте браты.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account