Евгений Шульц на связи!

Права она или нет, это моя страна. Если права, мы ее поддержим, если не права — поправим!

Previous Entry Share Next Entry
Космическая одиссея 2001
eugenyshultz
Многие считают этот фильм ШЕДЕВРОМ. Я пытался постичь шедевр раз 5... Из шедеврального нашел только музыку. Но за это спасибо Штраусу и Ницше, произведения которого вдохновили Штрауса на симфоническую поэму "Так говорил Заратустра". Именно эту музыку мы слышим в фильме. Стэнли Кубрику тоже конечно спасибо, что взял именно эту музыку, но сами понимаете, что все-таки говоря "шедевр" мы подразумеваем именно СОЗДАНИЕ, а не выбор из уже существующего.



Все остальное, конечно нельзя назвать унылым ничем (с):)) Скорее, это унылое НЕЧТО:) Безусловно, фильм рекомендуется к просмотру (хотя видит Бог, что ничего рационального, кроме аргумента "чтобы судить о вкусе устриц" и для поддержания увлекательных светских бесед с проблесками философии и космогонизма - я не вижу). Я вот, не рисуюсь... но я реально так и не понял, что хотел сказать режиссер и периодически засыпал на протяжении почти 3-часового фильма. Да, отдельные сцены интересны. Интрига с загадочным монолитом - прекрасна. Но ни что это такое, ни откуда он взялся и вообще зачем нужен, режиссер и сценаристы так и не удосужились не то что объяснить, а хотя бы намекнуть! Что создает впечатление, что сами плохо представляли что это такое:) Просто многозначительно, под хорошую симфоническую музыку показывают черный параллелепипед и ха-ха... это работает! Зритель сам себе напридумывает невесть что:)


Из чего состоит фильм? Ну сначала вообще не из ничего. Просто темнота, которая будет на экране около 3 минут. Понятно, что это глубокий философский смысл и даже в чем-то библейский... Чтобы зрители не подумали, что в кинотеатре что-то сломалось, фоном идет заунывные и даже где-то пугающие звуки. Когда ушам становится совсем уж невыносимо звук выключается и... думаете что? Эмблема киностудии MGM! И вот потом уже начинает звучать та самая музыка Штрауса и мы видим парад планет. Это, как говорит, Сергей Доренко - духоподъемно получилось.

Ну в общем минуте к 5-й планеты занимают наиболее красивое положение, звучат наиболее торжественный моменты симфонии, по экрану идут слова СТЭНЛИК КУБРИК ПРОДАКШ и собственно название фильма КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001. Вот честно, я когда первый раз смотрел думал, что реально сейчас посмотрю ОТКРОВЕНИЕ! Ан нет...

Далее идут зарисовки, типа из древнего прошлого нашей планеты. Все это напоминает нарезку из программы "В мире животных". Жизнь течет неторопливо, животные ходят по планете, жрут что ни попадя, порой и друг друга, но в целом без агрессии... На фоне показа животных нам предсталяют стайку обезьян (которые надо полагать прародители человечества). Сразу же видно, что проточеловеки совсем тупые животные - жрут, срут, ищут блох в шерсти. Ничем не интересуются и боятся всяких опасностей. Держатся стайкой.. И вот однажды. Рядом со стайкой ВНЕЗАПНО! появляется МОНОЛИТ. То как он появился, больше похоже на монтажный ляп. Вот его не было - и вот он есть.



Фоном начали звучать страшные звуки, что-то предвещающие... Страшный переполох начинается в стае. Обезьяны прыгают вокруг и волнуются. Сначала разбегаются, потом наоборот начинают щупать монолит. Страшные звуки нарастают... звуки таковы, что ощущение что звенит в голове - хор заунывно наводит ужас и интригу своими голосами. И вдруг ВНЕЗАПНО! все прекращается (далее этот приемчик будет использован не раз, кстати). Итак, обезьяны по всему подошли к какой-то точке бифуркации... Но пока не понятно какой.

ЗАНАВЕС.

А тем временем камера вновь блуждает по природе. Вокруг первобытная, диковатая идиллия, но мир изменился, как говорится.... Почему? Ну, понятно, тут иначе как словами классика и не скажешь: "Я чувствую это в земле, я чувствую это в воде... Вот, уже и в воздухе чем-то запахло!" (с). Короче, видим что некогда тупая обезьяна сидит перед скелетом какого-то парнокопытного и смотрит на кости. периодически поднимая взгляд в небо, где опять какое-то светопреставление. Обезьяна уже не выглядит вызывающе тупой. Видно что хоть и необразованная, но смекалистая. Берет в итоге бедренную кость и начинает колошматить ей по другим костям.



Это преподносится как триумф! чтобы было понятно, что это триумф и первые проблески разума, а не минутное помешательство гоминида, это подкрепляется ... да музыкой Штрауса:) получилось довольно-таки величественно...

Между тем, гоминид еще в процессе битья костями по костям, понимает, что это может быть оружием, ибо основное действие перемежается картинами убитых парнокопытных. Потом показывают сытых гоминидов, которые жрут мясо. Казалось бы вот оно счастье - все сыты! Осталось колесо изобрести и вперед наука?! Ан нет... Гоминиды почему-то то ли поссорились, то ли просто одно племя решило занять ареал обитания другого, короче после короткой обезьяней перепалки, один гоминид жахнул другого по башке костью и тем самым совершил первое в мире умышленное убийство без насущной необходимости. Раньше-то убивали только чтобы пожрать...

Опять триумф. Гоминид подбрасывает кость, камера фокусируется на кости, которая кувыркается в воздухе, воздух темнеет и раз - и превращается в космический корабль, идущий по Вселенной.

ЗАНАВЕС.



Далее невообразимая нудятина, которая заключается в том, что какой-то чел едет на станцию. Никто ничего не говорит, кстати. Первые слова вообще прозвучат примерно на 25 минуте. Вообще фильм очень такой неторопливый... Короче после детализированного показа, как человек сидит в кресле, куда-то идет, чего-то ждет. Все это в пейзажах космического будущего (как его представляли в 1968 г)...



Красивые сцены космоса, орбитальных станций, тут звучит не менее прекрасная музыка, с которой лично я познакомился в конце 80-х, играя в игрушку Elite - оказалось, что и музыка и космическая станция в Элите была нагло украдена из Космической одиссеи:) Однако, ничего кроме ностальгии по замечательной космической игрушке у меня эти сцены сегодня уже не вызвали. Ну правда, сейчас интересно только то, каким образом в 1968 году так круто все отрисовали.

Потом, какое-то интригующее, но скучное собрание. На котором говорят, что на Луне обнаружен таинственный предмет, искажающий все мыслимые и немыслимые поля. Оказывается это и есть МОНОЛИТ. Туда едет экспедиция. Все происходит очень рутинно. В сущности вот точно также могла бы быть снята картина, про то как нью-йорские пожарные едут в Оклахому так как там под землей нашли большой бак с нефтью, который почем-то создает радиопомехи:) Едут, жрут бутерброды, только наличие скафандром и плохо сделанный лунный пейзаж за плохо селанным иллюминатором напоминает. что это не пожарные, а исследовательская группа и дело происходит на в Оклахоме, а на Луне. И не в 1968 году, а в 2001.



Приехали. собрались вокруг монолита, как давеча обезьяны. Вдруг, в головах ужасный свист, все хватаются за голову.

ЗАНАВЕС.

Все. Нет, правда все. Даже непонятно. Умерли они или нет, или может превратились в уберменьшей? Сие остается за кадром...

Далее начинается эпизод про компьютер ХЭЛ-9000.



Хотя это один из самых интересных эпизодов неторопливого и скучного повествования, но вообще-то тоже скучное действо... Суть такая - запустили корабль к Юпитеру. Все в анабиозе. ХЭЛ следит, чтобы люди не померли в анабиозе и ведет корабль к Юпитеру. Побиже к Юпитеру будит двух членов экипажа. Постоянно обыгрывает их в шахматы. И хоть и тактично, но навязчиво демонстрирует свое совершенство. Так и говорит, мол я вообще никогда не ошибаюсь! Потом ХЭЛ пытается вести философские беседы, однако ничего кроме туманных намеков, мол чуваки. что-то не так в нашей миссии - людям не говорит. Люди вообще не в курсах зачем летят. Серьезно. А потом случается эпикфейл у ХЭЛа. Он почему-то ошибается и говорит, что сломана антенна. Люди слетали и говорят, мол все в порядке. ХЭЛ говорит, странно - я же не ошибаюсь, значит все равно люди виноваты... А люди посовещались и придумали занятную логическую цепочку. ХЭЛ же никогда не ошибается, а тут ошибся. Видно сломался ХЭЛ, надо его отключить!



Однако ХЭЛ понял замысел и убил всех членов экипажа в анабиозе - просто перестал регулировать жизненные параметры. Потом попытался прикончить двух бодрствующих. Убил одного, а второй прикончил самого ХЭЛа. ХЭЛ заунывно просил его не убивать, но астронавт не дал слабину и прикончил таки ХЭЛа. На нижнем скриншоте - сцена убийства ХЭЛа - ему вынули SIMM-ки:)))



Поделом вообще-то... Однако, все это происходит очень скучно. И как-то нелогично. После отключения ХЭЛа, вдруг включилась другая программа и сообщила одинокому астронавту, что о настоящей миссии знал только ХЭЛ. Миссия в том, чтобы найти этот долбанный артефакт - МОНОЛИТ.

ЗАНАВЕС.

Да-да-да. Вот в любом месте, где надо что-то объяснить и предложить хоть дебильную, но версию происходящего - тут же окончание сюжета. Вообще, любопытный прием:) Эпизод с ХЭЛом больше интересно обсуждать, нежели смотреть, а по степени погружения в роботопсихологию уступает любой книжке А.Азимова не просто на порядок, а вообще как-то запредельно. Тут больше похоже что и компьютера-то не было, просто заперли в железной коробке какого надменного начитанного ученого, которого пообещали убить за неверный прогноз, а он обиделся и убил все остальных, однако одна жертва все-таки выжила и прикончил самого ученого из коробки. Реально неинтересно.

Далее идут психоделические (что неудивительно для 68 года) картины космоса, каких-то протуберанцев, ромбов - тут понятно каждый придумывает себе все что пожелает. Ибо смысла в этом ноль.



Вернее смысла, не больше, чем в детском калейдоскопе:) Но чтобы смысл был масшиабнее, все это приправляется космогонической музыкой. Продолжается это очень долго... Из-за звуков, которые музыкой язык назвать не поворачивается начинает натурально болеть голова. Потом опять. Раз. И тишина.

ЗАНАВЕС. Это начинаешь ценить:)

А потом вообще бред. Постаревший астронавт куда-то попадает. Я реально подумал, что может заснул и че-то просмотрел... Но нет. Опять ДЖОННИ, СДЕЛАЙ МНЕ МОНТАЖ(с) Короче, нахера чего-то объяснять зрителю? Видимо так подумал старина Стэнли...Короче пожилой астронавт с некоторым испугом ходит по космической какой-то станции, совмещенной со стилем рококо.



Никого нет. Ходит-ходит. Ходит-ходит. Ходит-ходит. Ходит-ходит. И вдруг раз, и видит, что кто-то сидит и ест за прекрасно сервированным столом. Едок одет в халат. Оборачивается.. Матерь Божия. А это и есть сам пожилой астронавт, только еще более старый и обуржуазившийся. Смотрит так на своего предшественника, как-то надменно... Потом разворачивается и идет в спальню. Потом сам оборачивается, а на кровати лежит уже совсем древний астронавт, но тот же самый. По всему причем видно, что отходит так сказать в мир иной. Перед ним МОНОЛИТ. Откуда он взялся?... Глупый какой-то вопрос... Он просто есть!) В этом фильме вообще ничего не объясняется и не заботятся о логике повествования))



И только обуржуазившийся астронавт отошел в небытие (то не показано, но как-то неуловимо подразумевается) - опять музыка Штрауса! Издалека показывается Земля, а к ней летит нечто. А потом становится понятно, что нечто это человеческое дитё в эмбриональной стадии развития, правда почти уже завершившейся. Летит дитё и смотрит на нашу матушку Землю... Немножко даже как-то осуждающе, хотя и заинтересованно.



ЗАНАВЕС. И финальные титры под духоподъемную музыку Штрауса...

Вот честно скажу. Смотрел много раз. Так как постоянно засыпал, то пересматривал заново, полагая что пропустил нечто важно. Нет не пропустил. Посмотрел ВСЕ. Че хотел сказать Стэнли Кубрик, так и не понял. Полагаю, без хорошей дозы ЛСД это понять невозможно. А с ЛСД все равно каждый поймет что-то свое. Итого, при том что фильм рекомендуется к просмотру, фильм крайне странный. Ничего рационального вы из него точно не вынесите. А если хотите нечто иррациональное - тогда вперед! Хотя можете обойтись и калейдоскопом, который будете крутить под музыку Штрауса. Призвал бы еще закинуться психоактивными веществами, но это нонче, в отличие от 1968 года, никак не нельзя:) Потому, может и фильмов больше таких гениальных не снимают и смысл понять не могут...

Может откроете секрет величия этого фильма?:))





Можете подписаться на мой блог в различных сетях:
Твиттер
Живой журнал
Фейсбук
Вконтакте
Tags:

promo eugenyshultz december 24, 2015 12:00 162
Buy for 100 tokens
«Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Талеб, который в своей книге «Под знаком непредсказуемости» ввёл термин события типа «чёрный лебедь»... Согласно критериям, предложенным…

мне намного больше книга нравится, чем фильм. там хотя бы объяснено все и понятнее, что и как, и откуда этот монолит и для чего он - и т д

Просто этот фильм - не космоопера, типа "Звездных войн" и не хоррор типа "Чужого".
Смотрел раза три, наверное. Фильм совершенно не "голливудский", тем и ценен.
P.S. Кубрик ничего не хотел сказать, кроме того, что в книге написано, почитайте - книга хорошая. Автор - Артур Кларк.

Edited at 2014-10-12 08:30 pm (UTC)

а о чем этот фильм?

вот спасибо, шо пересказал. А то я уже раз 6 садилась смотреть и безуспешно)

Это фильм не о сюжете. Пытаться понятье его так же глупо как пытаться понять музыку. Его можно только почувствовать.

Вот-вот. Помню, как в далёком детстве, когда 1-ый раз смотрел, очень боялся смотреть эпизод как Боумен стареет, глядя на самого себя, и контактирует с артефактом.

Что бы понять надо книгу прочитать а потом вспомнить в каком году фильм снимался.
Тут просто сценаристу руки выкрутили, а режиссеру уже дали волю снимай что хочешь но строго по сценарию. Политика.

в каком смысле выкрутили и что за политика? можете развернуть мысль?

У меня с Кларком вообще как-то любви не сложилось-ни одной его книги не дочитал, хотя честно пытался.
Да и с Кубриком такая же фигня-кроме "Цельнометаллической оболочки" ни одного фильма не осилил.

я этот фильм рассматриваю как иллюстрации к роману Кларка.

Это шедевр. Евгений, ты не прав.)))

2001: A Space Odyssey (film)

The film was written by Clarke and Kubrick and featured specialist artwork by Roy Carnon. The film is notable for its scientific realism, pioneering special effects, and provocatively ambiguous imagery and sound in place of traditional narrative techniques.

Despite receiving mixed reviews upon release, 2001: A Space Odyssey is today thought by some critics to be one of the greatest films ever made and is widely regarded as the best science fiction film of all time. It was nominated for four Academy Awards, and received one for visual effects. It also won the Kansas City Film Critics Circle Best Director and Best Film awards of 1968. In 1991, 2001: A Space Odyssey was deemed culturally significant by the United States Library of Congress and selected for preservation in the National Film Registry.


Edited at 2014-10-12 09:01 pm (UTC)

Наверно все надо и читать и смотреть в определенное время и определенном возрасте ,книгу прочел в 17 - полный восторг ,кино посмотрел лет через двадцать ...конечно не то ) но если бы его показали сразу после чтения книги было бы здорово ) но не случилось.
А для 68 года фильм отличный .Ну и правда- он дополняет книгу .
Кстати ,первое издание книги финал изменен ,ну у нас )

Не надо напрягаться. Это фильм-музыка, фильм-ожидание. Этот фильм надо смотреть так же, как и старый "Солярис".
Спец-эффекты смешны, оборудование придумал ещё Жюль Верн, ракеты нарисовал Циолковский. А фильм смотрится и будет смотреться потому, что он не про космос, не про фантастику.. Да и роман не про это. Он написан в то время, когда люди искали своё Я, свою судьбу, своё Большое Предназначение, открывшееся после полёта Гагарина. Эпоха Больших Ожиданий.
Я люблю фантастику, частенько перечитываю Шекели, Гаррисона, Кларка, Азимова, Саймака, Ефремова и многих других (четыре шкафа книг позволяют не искать электронные версии), а кое-кого даже видел и говорил с ними. Они писали в "наивное время", но писали вовсе не про дальнее-дальнее завтра, а совсем про сейчас. Искали путь для развития человечества, всего человечества, ставшего или старающегося стать единым. Они так в это верили, верили что это возможно и скоро...

Не надо пытаться понять этот фильм. Также как не стоит пытаться понять произведения художников-абстракционистов - просто прочитайте вначале книгу Кларка а потом расслабьтесь при просмотре и ни на что не обращайте внимание. Рецензии на этот фильм кстати настолько же бессмысленны как критика квадрата Малевича.

Сцена: муж в гараже, ему звонит жена, просит прийти домой.

Как это показано в обычном голливудском фильме: муж говорит "ок", в следующем же кадре он уже дома с женой.

Как это было бы показано в "космической одиссее": муж говорит "ок", кладет телефон в карман, выходит из гаража, закрывает гараж, идет мимо парка, проходит первый дом, второй, третий... Заходит в свой подъезд, поднимается по лестнице, открывает ключом дверь, заходит, снимает верхнюю одежду, разувается, проходит в комнату к жене.

И у каждого дома за ним наблюдает таинственный монолит и звучит ипанутая музыка

не смог его даже раз осилить. может книга и хороша, но лучше Дюны в мире фанастики вряд ли что-от есть(я про книги).

Вы нарушаете принцип историзма, по которому нужно судить с позиций того времени, когда это создавалось или даже чуть раньше. Сейчас так никто не снимает, потому что такое никто не смотрит. Попробуйте Гомера читать, невыносимая нудятина. Как и Песня о Гайявате. А кино, если снято недавно, скорей всего будет смотрибельно на 100%.

Божественная комедия - очень даже неплохо читается.

Кубрик - это "визуальный" режиссер. У него очень красивая картинка, интересное и необычное строение кадра. "Одиссея" в этом смысле - его лучший фильм. Можно воспринимать его просто как произведение изобразительного искусства.

А то что Кубрику не удалось внятно передать сюжет книги - это правда. У фильма есть и другие недостатки. Но все они блекнут по сравнению с художественной ценностью.

(Deleted comment)
Лично мне - фильм абсолютно не понравился, как и книга, которую я так и не дочитал. Если есть желание "свернуть мозг" - то уж лучше посмотреть Малхолланд драйв...по крайней мере - не уснешь через 5 минут просмотра.

Зародыш в эмбрионе? Жесть.

(Deleted comment)
Где-то я читал, что Солярис было снят в ответ Одиссею. Они друг друга стоят

Я не знаю, как вы смотрели - может отвлекались на что-то. Фильм конечно странный, нетипичный и даже - соглашусь - нудноватый. Но в этом можно углядеть свою прелесть.

Вы не углядели, давайте пройдемся по пересказу.
Первая сцена, с обезъянами, суть - племя жило в хорошем месте, с водой. Появляется другое племя и изгоняет их в безводную местность. Агрессия была до разума. Монолит там не просто так - он че-то подправил и обезъяны научились пользоваться орудиями (по мысли автора - развивать интеллект). Вернулись и отбили свой источник. Как вы не поняли суть этого конфликта? Суть в том, что умная обезъяна в состоянии победить сильную. Торжество разума, как его понимали в те времена.
Следующая "нудная" сцена - недостаточно нудна. Люди, привыкшие к сокращению расстояний (8 часов и ты на другом конце планеты) заново осознают расстояния (до луны - несколько дней пути) как само понятие.
Второе - обыденность проистекает из секретности. Вообще об этом оба фильма - черезчур много секретности, черезчур много недоверия (все это на фоне самого пика холодной войны). Не напускали бы тень на плетень - не было бы половины проблем. Никто ничего толком не знает, думают что нашли некую штуку лежащую там миллионы лет и наверняка инертную. Ан нет.
Про Хэл - ну вообще зря. Это сильнейшая часть фильма. Хел стал легендой, потому что это практически первый литературный "неазимовский" робот, который имеет почти человеческую мораль. Это очень важно - книга создавалась в эпоху жуткой паранойи, все ждали искинов со дня на день и страшно боялись что это будет какой-нибудь Скайнет. Азимов создал целый культ вокруг совершенных заклинаний (трех законов), которые, как он не уставал доказывать в книгах, помогут сделать демонов послушными рабами. И тут - ХЭЛ-9000. Свободный искин. Прежде всего личность, развивающаяся как человек, от ребенка к взрослому, в процессе общения с "воспитателями". Личность, имеющая моральные проблемы (именно так), примерно такие же, какие возникли бы в такой ситуации у людей.
Конфликт с экипажем проистекает как раз из-за навязанных директив (все пресловутая секретность), ХЭЛ приближается к артефакту, о котором его человеческий экипаж не должен знать - но как это обеспечить? Только перебив всех. Это, как в последствии ясно, что-то типа родовой травмы этого искина.

Мило, что блоки памяти напомнили вам симки. На самом деле эта сцена - метафора лоботомии. Память уничтожается нарочито медленно и мы видим деградацию разумного существа. То, что вам показалось "второй программой" - это ранний вариант личности ХЭЛа, "ребенок" - необученная экспертная система.

Наиболее показателен в этом плане второй фильм, где ХЭЛ уже жертвует собой, чтобы спасти экипаж спасателей.

Вы, конечно, вправе углядеть в моих комментариях СПГС - хотя мне кажется тут все более чем на поверхности.

классный разбор!
спасибо

В своё время мой молодой человек даже очень обиделся на меня, потому что он долго уговаривал меня посмотреть этот трёхчасовой шедевр, в итоге мне было до безумия скучно. Интересны сцены общения астронавтов с Хэл-9000, хоть какое-то развитие сюжета, а вот всё остальное..... Фильм смело можно было сжать до стандартных 1.5 часов и он бы ничего от этого не потерял. Ни действий, ни глубинного философского смысла я там не увидела, а пересматривать его ещё несколько раз в поисках этого самого смысла желания не было вообще. Единственное, надо отдать должное качеству съёмки, для 1968 года такое чёткое качество картинки - это здорово. Пожалуй, это единственное, что мне понравилось.

Да не, вааще, все нуднятина такая, не грохнет никого никто с бластера, ни погони, ни шутки нормальной не сделает...скукотищща. Даже сёмки не спасают. Пиндосы
Все чмо,да....

Это был отвлекающий пост)

?

Log in

No account? Create an account