Евгений Шульц на связи!

Права она или нет, это моя страна. Если права, мы ее поддержим, если не права — поправим!

Previous Entry Share Next Entry
Прокат электровелосипедов в Мадриде
eugenyshultz
Мадрид сам по себе приятный город, но недавняя организация электровелопроката, сделала его еще прекраснее. Вы знаете, что я хоть и люблю кататься на велосипеде, но скептически отношусь к по-настоящему массовому использованию в Москве велосипедов в качестве транспорта, отводя им в основном досуговую и спортивную роль. Причин много. Одна из серьезных причин – погода (не всегда мягко скажем хорошая), ландшафт (много перепадов высот), размер города (Москва – большой город, поездки получаются длинные), физическая неподготовленность масс и т.д. и т.п.



В связи с этим возникают обоснованные возражения граждан против создания в городе велосипедной инфраструктуры. Обоснования следующие: пользуется мало людей, а создание инфраструктуры затрагивает интересы многих. Но… есть одно «но». А что если бы велосипед лишился некоторых своих минусов? Что если бы на велосипеде стало легко ехать в гору, поездка на 10-15 км не утомляла, что если бы велосипед ехал по городу с большей скоростью, чем машина? Что если бы не пришлось бы потеть на велосипеде? Несмотря на кажущуюся смехотворность – это важно! Ведь мало кто имеет на работе душ, да и выбивает это из колеи мягко говоря…

Решение всему этому есть - называется электровелосипед.


В 2014 году в Мадриде открыл систему городского проката электрических велосипедов. Это не единственный город с таким прокатом, но единственный, который я испытал лично, волею судьбы попав в Мадрид. Скажу совершенно честно, абсолютно не собирался кататься в Мадриде на велосипеде, но увидев, что велосипеды электрические, не смог удержаться и попробовал. И что я вам скажу… Это просто восхитительно!



В Мадриде используется не полностью электрический велосипед, который управляется, как мопед, а такой мотор, который помогает крутить педали. Т.е. крутить педали нужно, но мотор дает нехилую помощь в этом деле. Эта помощь регулируется: можно включать на полную, средне и немного. Несмотря на как бы неполный электрический привод, электромотор полностью снимает нагрузку с человека! Усталости при этом не чувствуешь, но все-таки после получасового катания есть приятное ощущение физической активности. Это скорее плюс, нежели минус.

Велосипед можно взять в прокат без регистрации на сайте, а только располагая банковской картой. Все операции делаются с терминала док-станции. Лично у меня это заняло примерно 15 минут. Следует учитывать, что все было не на русском языке... Это несколько тормозило мне процесс:) Есть тарифы для таких, как я. Т.е. случайных пользователей. Просто берешь на одну поездку и можешь кататься до тех пор, пока не сдашь. Есть тарифы для регулярных пользователей, но я их особенно не изучал. Цены не самые маленькие (особенно после падения курса рубля), но в общем сравнимые с использованием других видов транспорта в Мадриде.

Выделенные полосы для велосипедов не очень часты, гораздо чаще используется совместная полоса для движения автомобилей и велосипедов. Такой полосой служит крайняя правая полоса, скорость на ней ограничена 30 км/ч и дорога щедро размечена знаками «велосипед». Водители уважительно относятся к велосипедистам, в т.ч. и потому что электрический велосипед не тормозит поток, фактически иногда еще и обгоняя автомобили!



В самом центре (в исторических кварталах) широко практикуются совместные пешеходно-автомобильные улицы. Это узкие улицы, по которым организовано одностороннее движение. Автомобильная часть отделена от чисто пешеходной столбиками. Приоритет имеют пешеходы. Но есть взаимное уважение, пешеходы никогда специально не препятствуют проезду машины, а уступают. Водители платят взаимностью и не пугают пешеходов рычанием двигателя и сигналами. Велосипедисты на таких дорогах ведут себя, как водители, ездя по середине улицы. Почти все на электровелосипедах. На обычных велосипедах я видел только реально очень спортивных людей, которые, несмотря на отсутствие электромотора, едут тоже весьма бодро.



Небольшое отступление:

Надо отметить, что никто такие улицы не обклеивает с ног до головы знаками запрета стоянки. Это очевидно для всех, что там нельзя парковаться. Нет ненужного формализма. При этом. Периодически сделаны небольшие места для остановок. Используют их либо такси, ожидая клиента (причем реально недолго ожидая по уже сделанному заказу, а не карауля случайных жертв своей таксомоторной активности) или для фактической разгрузки/погрузки. Что характерно, для этого тоже не нужно невероятное количество знаков, табличек и пр. Знаки стоят ровно так, чтобы было все понятно, а не чтобы перестраховаться от всевозможных юридических уловок, позволяющих избежать наказания. Все понятно, все признают разумность правил, нарушителей не видел. Никто ни до кого не докапывается по пустякам, оплошности помогают исправлять, а не болезненно фиксируются на них. Это так… к нормальному типу взаимоотношений в обществе…

Кстати, в Мадриде большое количество подземных парковок и парковок в цокольных этажах зданий, причем в исторической части города. Они повсюду. Есть парковки только для резидентов. Таким образом получилось расчистить улицы центра от множества автомобилей, не затрагивая интересы местных жителей. Также реализован масштабный проект Мадрид Рио и построена магистраль М30 с большим количеством туннелей, рекомендую почитать об этом: http://urbanurban.ru/blog/space/90/Madrid-RIO-progulochnaya-zona-vmesto-estakady Говорят, жители города прозвали в свое время мэра Мадрида кротом:) Но теперь благодарны. Это действительно удобно.




Но вернемся к велосипедам...

В Мадриде постоянные уклоны и подъемы. Но на электровелосипеде это не чувствуешь – можно не напрягаясь с ускорением идти в затяжные подъемы.

При движении по дорогам от велосипедистов требуется соблюдать ПДД и вести себя в соответствие с правилами. Изредка есть чисто велосипедные дороги и светофоры, но в подавляющем большинстве это просто правая полоса обычной дороги и обычные светофоры. При этом, окружающие лояльно относятся к перемене стиля с «автомобиль» на «пешеход», также не замечено что полиция на это обращает внимание, пока велосипедисты не начинают создавать реальные проблемы... Там где это уместно и не создает проблем, нет ничего страшного пересекать, например, перекресток не в общем потоке автомобилей, а остановившись на красный свет на автомобильной дороге, форсировать его на зеленый через пешеходный переход (естественно не давя на нем пешеходов, а сбоку). В таких случаях, похоже люди ориентируются на обычные понятия вежливости и несозданию проблем друг для друга, а не на какой-то формальный кодекс правил.

Движение на велосипеде по автомобильным магистралям запрещено! И за этим строго следят.



Важно! Наличие электромотора крайне благотворно сказывается на стиле вождения велосипеда. Почему велосипедисты в массе своей лезут напролом и не особо-то уступают дорогу? Ответ прост - это тяжело! Очень не хочется только набрав скорость, снова ее сбрасывать, особенно на подъеме. С электромотором тут же появляется и вежливость:) Живейший пример взаимосвязи технологий и психологии!:)) Ничего не стоит притормозить и вновь без усилий набрать скорость. Даже невооруженным взглядом видно, что электровелосипедисты гораздо более вежливы и внимательны, чем обычные велосипедисты, поскольку движение им дается без особых усилий.

В общем, не могу сказать что серьезно изучил этот вопрос. Так… делюсь впечатлениями… Но впечатления от электровелосипедного проката в Мадриде отличные! Экстраполируя на Москву, подумал, что вполне возможно ездил бы регулярно на работу на электрическом велосипеде в хорошую погоду. Сейчас для меня длительная поездка по Москве на велосипеде является реальным испытанием на прочность:) - это большая физическая нагрузка, это много времени... Особенно если приходится ехать в гору, а Москва, напомню - это город на семи холмах… На электровелосипеде же это не проблема. Реально за полчаса легко бы доезжал не уставая, и не потея. Ну и это вообще весьма прикольно, когда велосипед за тебя работает:) Постоянное ощущение чуда во время поездки. Прям как на автомобиле!:)

Отдельно стоит отметить службу разгрузки док-станций. У меня получился такой момент, когда я подъехал к док-станции и хотел спешиться, а свободных мест не было. Не успел подумать, что делать, а уже подъехала специальная машина и забрала часть велосипедов. Это очень важное условие нормальной работы проката при активном использовании гражданами города. После катания стал обращать внимание на эти грузовички с велосипедами, они ездят постоянно и постоянно переставляют велосипеды.



Так что если и задумываться над полноценной велосипедной инфраструктурой в Москве, то мне кажется, что только после замены обычного велопроката на электрический. Мне думается, что эта идея будет пользоваться успехом. По опыту Мадрида, горожане вполне спокойно относящиеся к велосипедам массово начали кататься именно после организации электровелопроката. Это действительно очень удобно и приятно. Вопрос, конечно не такой уж и простой (особенно с учетом наших реалий), но я бы серьезно над этим подумал.

Кстати, я бы отметил не только чисто транспортную составляющую велосипеда. В конце концов, массовое катание на велосипедах в Москве возможно только в летний период. Который является еще и периодом отпусков и традиционно пробок поменьше и без всяких велосипедов. В транспортном отношении, массовое использование велосипедов реально мощно будет ощутимо в мае и сентябре. Народ еще не уехал (или уже вернулся из отпусков), а погода хорошая. Но это, извините, плюс 2 месяца! И это не мелочь не только для движения, но и для парковки, что в центре города весьма немаловажно. Да и есть много других преимуществ. По-другому чувствуешь город, по-другому смотришь на вещи. Двигаешься в конце концов… Это переключает на более позитивное восприятие мира.



Резюме. Я был бы совсем не против замены в Москве обычного велопроката на электрический. Даже приветствовал бы это. По моему мнению, это реально интересная тема, которая действительно может качественно изменить роль велосипеда в Москве и даже серьезно изменить социальный климат в Москве на более дружелюбный. Главное поменьше кондовой пропаганды и натравливания друг на друга. С уважением все нужно делать, понимая и учитывая интересы всех групп населения. Москва должна быть городом, в котором удобно всем: и тем кто едет на автомобиле, и тем кто на общественном транспорте, и на велосипеде или идет пешком! Также следует помнить, что масштабные изменения не делаются за один сезон. Нужно спокойно брать верный курс и следовать ему не торопясь.





Можете подписаться на мой блог в различных сетях:
Твиттер
Живой журнал
Фейсбук
Вконтакте

promo eugenyshultz december 24, 2015 12:00 162
Buy for 100 tokens
«Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Талеб, который в своей книге «Под знаком непредсказуемости» ввёл термин события типа «чёрный лебедь»... Согласно критериям, предложенным…

  • 1
опять у него обострение

Ага, только еще надо погоду как в Мадриде. Иначе полгода - велосипеды будут совершенно неюзабельны.

А так-то да, идея неплохая - паркинг для велосипедов совмещен с зарядкой для них же.

Можно сделать велосипедные дорожки с подогревом (как в Японии)и ездить круглый год

>>Что если бы на велосипеде стало легко ехать в гору, поездка на 10-15 км не утомляла, что если бы велосипед ехал по городу с большей скоростью, чем машина?

То такие велосепидисты мерли бы как мухи и создавали кучу более мелких дтп. Это же уже почти мотоцикл/скутер, только с возможностью ездить без прав (бухим), отсутствие опыта, знаний и экипировки.

Люди адаптируются же. Вы думаете что в Азии они тоже мрут как мухи?

Вы может быть удивитесь, но да, в Азии мотоциклисты мрут как мухи

Угу, еще как - особенно учитывая массовое возложение болта на ПДД и полное отсутсвие защиты (местные шлемы - помогают в основном от полиции).

Плюс, к вышесказанному про смертность - в Азии, как мне показалось по своему опыту - 1. Все следят за всеми. Т.е. каждый водитель ждёт подвоха от каждого с четырех сторон. У нас так умеют только опытные мотоциклисты. А в основном принято "я еду по правилам, и не думаю что впереди кто то вдруг захочет резко повернуть влево или взять пассажира через три полосы"
2. Они водят с малых лет. Это большой опыт выживания в сложных условиях. Уверен, что и у нас найдутся опытные велосепидисты и мотоциклисты, но им эти электровелы и не нужны.
3. Там большой процент двухколесного транспорта и большая часть очень потертая, т.е. мелкие задиры и притертости не вызывают конфликта и заторов. А попробуйте у нас влететь во внезапно открыть дверь порше...

В Москве у обычного велосипеда есть одно преимущество: при необходимости (когда дорога стоит) можно аккуратно, не мешая пешеходам, ехать по тротуару. Не хотел бы я видеть на тротуаре электровелики.

почему то никто не написал самого главного -- в России электровелы мощностью более 250ватт (это мизерная мощность, позволяющая ехать до 20-30, т.е. овощная совсем) требуют водительских прав категории М. И наверняка в Мадриде не такие хиленькие велы, а помощнее таки.
Поэтому в России перспектива отсутствует просто - кто будет получать права "М", чтобы покататься на веле??

Не верю своим глазам. В следующем посте вы будете рассказыввать, как хорош трамвай?

У электровеликов, как и у электроскутеров (а их уже тоже дофига в Китае и вообще в Азии), есть один очень существенный недостаток - они бесшумные. Учитывая "культуру" наших велосипедиков (на эебре спешивается около 2%, например) - будут жертвы и разрушения.

Все-таки обычная 50-кубовка выигрывает по всем параметрам - ее слышно, можно ездить вдвоем и с грузом (кофр и подседельный отсек), дешевле в эксплуатации, менее вредна для экологии.

Edited at 2016-02-08 01:32 am (UTC)

Так это же круто и очень удобно. Главное чтобы погода не подвела)))

молодцы мадридцы, что заморочились с велосипедной инфраструктурой. круто

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

А сколько проживет электросипедный аккумулятор в нашем климате?

  • 1
?

Log in