Евгений Шульц на связи!

Права она или нет, это моя страна. Если права, мы ее поддержим, если не права — поправим!

Previous Entry Share Next Entry
Обоснован ли страх летать на самолетах?
eugenyshultz
Многие люди боятся летать на самолетах. Их постоянно успокаивают... одним из самых распространенных аргументов является утверждение, что поездка на машине значительно опаснее, чем полет на самолете. Почти все соглашаются, но все-таки боятся. При этом машины все равно не боятся, а в самолете боятся всего - даже любой необычный звук в салоне самолета вызывает тревогу. Люди прислушиваются к гулу моторов, тонко фиксируют степень плавности полета, даже небольшая тряска от турбулентности напрягает. В общем, большинство людей хоть и не подают виду, но садятся в самолет с неспокойным сердцем...



Вот типичные аргументы "успокоителей":

Практически каждый день люди куда-нибудь едут и совершенно этого не боятся. А вот летать – боятся. Между тем ежегодно на дорогах гибнет около 1,25 млн человек. И всего около 800 человек в год гибнут в авиакатастрофах. Несложно посчитать, сколько десятков самолетов должны разбиваться каждый день, чтобы самолеты стали также опасны, как и автомобили. Вероятность выжить при серьезном авиационном происшествии – 95,7%. http://mi3ch.livejournal.com/3362646.html

Думаю, большинство из вас почувствовали какую-то манипуляцию... Давайте разберемся, что на самом деле. Что безопаснее - самолет или автомобиль? Обоснована ли тревога при полете на самолете? И откуда берется страх?


Начнем со статистики. Статистика дело такое, конечно, но все же... Давайте оценим количественные показатели и их соотношения. Причем сделаем это с разных сторон.

1. Соотношение количества транспортных средств и погибших

В мире ~30 тыс. самолетов, в авиакатастрофах гибнет ~800 чел. В среднем на 1 жертву приходится 37 самолетов
В мире ~ 1 млрд. автомобилей, в автокатастрофах гибнет ~1,2 млн. чел. В среднем на 1 жертву приходится 800 автомобилей

По соотношению транспортных средств и жертв катастроф, получается автомобиль в 21 раз безопаснее, чем самолет.

2. Соотношение пассажиропотока и погибших

За год самолетами перевозится порядка 2,5 млрд. пассажиров. Точную цифру по автомобилям не представляется найти, но оценочно (по минимуму) можно исходить из числа порядка 1 млрд. машин * 365 суток * 1,5 пассажир = 547 млрд. Далее считаем:

В мире 2.5 млрд. пассажиров перевезенных самолетами, в авиакатастрофах гибнет ~800 чел. В среднем на 1 жертву приходится 3,12 млн. успешно перевезенных
В мире 547 млрд. пассажиров перевезенных автомобилями, в автокатастрофах гибнет ~1,2 млн. чел. В среднем на 1 жертву приходится 547 тыс. успешно перевезенных пассажиров

Итого, по соотношению пассажиропотока и жертв катастроф, получается самолет в 5,7 раз безопаснее, чем автомобиль. Но нужно учитывать, что конкретного пассажира мало волнует попадет он в катастрофу один или с компанией попутчиков. А самолет значительно вместительнее, чем автомобиль...

3. Соотношение количества поездок и катастроф со смертельными исходами

За год происходит около 20 млн. самолетовылетов, на них приходится 150 авиакатастроф, в которых гибнут люди, вероятность попасть в авиакатастрофу около 1 / 133 000
За год происходит около триллиона поездок на автомобиле, на них приходится порядка миллиона ДТП со смертельным исходом, вероятность попасть в автокатастрофу около 1 / 1 000 000

Итого, по вероятности попасть в катастрофу в ходе конкретной поездки, автомобиль в 7,5 раз безопаснее чем самолет. На самом деле эта вероятность и есть наиболее характеризующая страхи при поездках.

Замечание про серьезные происшествия.

Утверждение. "Вероятность выжить при серьезном авиационном происшествии 97.5%" и приводится пример:



Подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Происшествие_с_Boeing_737_над_Кахулуи

Это преподносится как доказательство, что даже при столь серьезной поломке можно приземлиться и все будет в порядке. Но я бы назвал это чудом. Это все могло слоиться совершенно иначе и благополучная посадка в данном случае скорее исключение, чем правило. Но главное не в этом. Главное в том, что в автомобиле любая поломка несет значительно меньшую опасность. И поломки, которые несут для автомобиля и самолета одинаковое значение в плане функциональности транспортного средства совершенно различны по степени опасности для пассажира. Например полный отказ двигателей в самолете - это почти 100% гарантия падения и гибели. Полный отказ двигателя автомобиля - в 99.9% лишь досадная неприятность.

Самолет с дырой в фюзеляже непригоден для полета, а появись дыра в полете, то это огромный риск и большие проблемы. Дыры в автомобиле вообще не опасны, никакой опасности не представляет открытое окно, также есть машины вовсе без крыши.



Фактически в техническом смысле серьезная опасность для автомобиля может быть вызвана только и исключительно полным отказом сразу руля и тормозов. Причем немедленно и сразу. В реальности же нужно очень сильно запустить машину, чтобы она вот так вот ВНЕЗАПНО! перестала рулиться и тормозить. У самолета же опасность представляет буквально любая техническая неисправность. Именно поэтому самолеты так тщательно проверяют перед вылетом. Подавляющее большинство машин не проверяют перед выездом вообще!

Истинная же мораль не в том, что 97.5% происшествий с самолетами заканчиваются благополучно - правда в том, что большая часть происшествий с машиной вообще не несёт опасности, в отличие от самолёта!

Наиглавнейшая опасность при езде в автомобиле - заведомое нарушение правил движения, необоснованный риск, фактически поиск неприятностей водителем. Катастрофы с самолетами лишь в редчайших случае случаются из-за намеренного и необоснованного риска. Да, бывает летчики принимают неправильные решения. Но это неправильные решения, а не поиск проблем.

Можно себя конечно успокаивать, что страхи перемещения на столь сложном аппарате, как самолет в столь неподходящей для жизни среде, как высота 10 тыс. м необоснованны и это безопаснее чем на автомобиле... Но это, конечно не так. Приблизительные расчеты показывают, что автомобильная поездка безопаснее минимум в 7.5 раз. Успокаивать же себя следует вероятностью катастрофы в данном конкретном вылете. На данном этапе развития авиации, она примерно равна 1/133000 = 0.0000075. Это очень мало!

Вообще же мир гораздо сложнее. И логика транспортного обслуживания работает по иному, чем логика безопасности конкретной поездки. А отдельно взятого человека волнует только и исключительно опасность конкретной поездки! Чтобы понять разницу, давайте перейдем от больших цифр к маленьким и кратным между друг другом (чтобы проще считать):

- Представьте что есть пароходы, которые возят за один рейс 10000 чел на 100 км. Но каждый 10-й пароход тонет. Можно сказать, что на 100 тыс. чел. гибнет 10% пассажиров.

- Представьте что есть машины, которые возят 10 чел. на 100 км. Но каждая 100-я машина разбивается. Можно сказать, что на каждые 100 тыс. чел. гибнут те же 10% пассажиров.

Вроде бы опасность одинаковая получается с точки зрения массового транспортного обслуживания? Да. И там 10% и там 10%



Однако, с точки зрения КОНКРЕТНОГО пассажира, в одном случае вероятность не доехать до места назначения 1/100=0.01 (разбивается каждая 100-я машина), а в другом 1/10=0.1 (тонет каждый 10-й пароход). Так какой вид транспорта вы выберете? И в каком будете испытывать больше страха? Очевидно, что в том, где вероятность катастрофы в конкретной поездке выше!

Но не все так просто... Теперь добавим разницу в дистанции. Машины пусть едут 100 км, а пароход на 1000 км. С точки зрения конкретной поездки ничего не изменилось, ведь без особой разницы как не доехать до конца - до конца 10 км, или до конца 100 км. И в том, и в другом случае конец будет печальным... Но с точки опасности преодоления дистанции они уже сравняются. Ведь машина едет на 100 км, а пароход на 1000 км. Так что если считать по опасности форсирования километра - опасность равная. Но опять же с точки зрения факта "сел-вышел" опасность прежняя.

К чему я клоню? Да только к тому, что безопасность транспортного обслуживания и ощущаемая нами опасность - разные категории. Безусловно, безопаснее массовое транспортное обслуживание на самолетах, чем на машинах. Но для конкретного человека - опасность конкретной поездки на самолете существенно выше, чем конкретной поездки на автомобиле. Транспортные же показатели (дальность поездки и число пассажиров в целом) для этого конкретного человека становятся не важны. Поэтому люди и боятся.

Такая вот дуалистичность... С одной стороны опаснее, с другой - безопаснее.

В данном посте я не хочу нагнать страху. Просто нужно смотреть на мир реально. Самолеты безопаснее с точки зрения безопасности преодоления дистанции и с точки зрения массовой перевозки - это верно. Но опасность конкретного полета для конкретного человека выше, чем опасность конкретной поездки на автомобиле.

По теме:

- Как зависит безопасность полёта от возраста самолёта? http://eugenyshultz.livejournal.com/510724.html





Можете подписаться на мой блог в различных сетях:
Твиттер
Живой журнал
Фейсбук
Вконтакте

Recent Posts from This Journal

  • Дебилы против Чужих

    Признаюсь, мне понравился фильм "Чужой.Завет". Реакцию масс знаю:) С основными претензиями экспертов и критиков знаком. Если коротко сформулировать -…

  • Мешочек биткоинов

    🌷Забавно читать посты про биткоины от новоиспеченных майнеров:) Эти милые сравнения биткоина с фиатными деньгами... Майнеры любят этот термин,…

  • Разговор деятелей всемирного масштаба

    Посмотрел дебаты Навального и Стрелкова. Стрелков производит впечатление абсолютно незамутненного артефакта из начала прошлого века, связанного…


promo eugenyshultz december 24, 2015 12:00 162
Buy for 100 tokens
«Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Талеб, который в своей книге «Под знаком непредсказуемости» ввёл термин события типа «чёрный лебедь»... Согласно критериям, предложенным…

Шульц, самолёт - это предмет тяжелее воздуха. Отсюда все проблемы. Ведь любой самолёт не идеален =).
По идее, этого умному достаточно. Но нет, споры не умолкают =).
Хотя понятно, есть авиапроизодители и есть турфирмы. Они с этого имеют интерес =).

Конечно, самолет безопасен. Но всё равно предпочтительнее летать на троллейбусах, которые Москва всячески обходит стороной и выпиливает несмотря на фантастические алюминиевые Swisstroley 4, от которых у некоторых русских блогеров ступор возникает при посещении какого-нибудь Люцерна или заурядного французского городишки. Этот рогатый хай тек пережевывает по своим технологиям и комфорту любой БМВ 7 или Мерседес S 2016 модельного ряда.

Банально одна дверь от фабрики FBT для этого троллейбуса это настоящее инженерное искусство на голову выше чем целые недоавтобусы с помоечным и списанным Евро 5, которые закупают сегодня в Москве.

Edited at 2016-05-20 08:43 pm (UTC)

уровень страха полета обратно пропорционален количеству потребленного в дьютифри. Оттого и буйствуют некоторые пассажиры в самолетах- страх совсем теряют.

Плюс риск терроризма - самолет - значительно более интересный объект, чем автомобиль.

Гораздо эффективнее и проще взрыв в людном супермаркете устроить:
контроля никакого - проноси бомбу на здоровье;
с самолетом еще будут думать - а взрыв ли. А тут эффект сразу.

Ездить надо на паровозах!

Всем, кто боится летать на самолете, я бы рекомендовал во время полета проводить в уме подобные вычисления!
Жизнь это не спасет, но и страшно не будет.
Некогда бояться)

Сначала нужно определить смысл слова "безопасней". За одну поездку?
Ну конечно, съездить в булочную на такси безопасней, чем слетать на самолёте на Кубу.
Но кто скажет что это корректное сравнение?

Edited at 2016-05-20 07:36 pm (UTC)

Именно это и корректное сравнение.Возможно,что если Вам предстоит поездка на расстояние,равное расстоянию до Кубы,то немного безопаснее преодолеть его на самолёте,а не на автомобиле.Но почему-то когда Вы летите на Кубу,вам говорят"не бойтесь авиатранспорт безопаснее автомобильного",а не "не бойтесь,это также безопасно,как доехать от Москвы до Владивостока на автомобиле",что было бы правильнее,но оптимизма не добавило бы.

Все намного проще. Высота. Все в детстве падали, с разными результатами, но разбитые коленки и носы были у всех. Опыт приобретенный в детстве гласит -чем выше тем больнее, вот и все.

бред какой-то.
> Представьте что есть пароходы, которые возят за один рейс 10000 чел на 100 км.
> Но каждый 10-й пароход тонет. Можно сказать, что на 100 тыс. чел. гибнет 10% пассажиров.

значит 10% пассажиров гибнет.

> Представьте что есть машины, которые возят 10 чел. на 100 км. Но каждая 100-я машина разбивается.
> Можно сказать, что на каждые 1000 чел. гибнут те же 10% пассажиров.

значит 1% пассажиров гибнет.

тоже поржал.
вообще статья критики не выдерживает, только писать лень - завтра гонка

(Deleted comment)
три капли лимона на 05 самогона
принимать по 100 г каждые 7 мин

у вас с самого начала была какая-то тактика и вы её придерживались?

Привет! Я тоже написал пост на эту тему со своими аргументами http://nikitskij.livejournal.com/583643.html

Цитата: Так шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 000 000, т

Как считал?

Высоты не боюсь, на самолетах не летал. Ссыкотно от того, что в автоаварии еще как-то может повезти, а вот при падении с 10к км, врядли. Ну и время сейчас беспокойное, если лететь куда-то за рубеж.

Edited at 2016-05-20 08:23 pm (UTC)

Это как посмотреть. Сломанная нога или сотрясение мозга - да, можно сказать повезло. А переломанный позвоночник - может лучше сразу на тот свет.

(Deleted comment)
Можно много теорий тут озвучивать, но никогда не забуду случай с моим другом) Я то с детства летал 4 раза в год по 9 часов каждый рейс, даже считать не буду сколько часов налетал... Ну так вот идём с моим другом к самолёту (Он в 25 лет впервые в аэропорту появился) Он смотрит на самолёт, зеленеет и восклицает -" Он же весь в заклёпках, в заплатках, самолёт бракованный!") Я долго смеялся)

Но очень было не смешно когда в Норильске садились с вибрацией в двигателе, сутки в аэропорту сидели) Или когда садились в Певеке в полной облачности с ветром в 10 м/сек... Но был подростком и это было классно)

Edited at 2016-05-20 08:41 pm (UTC)

срыв обшивки с верха фюзеляжа это совсем не критичная неисправность.
выглядит страшно, но прочность конструкции не уменьшилась, силовые элементы идут по низу.

Я уверен что статистика авиационных и автокатастроф просто неприменима к ситуации.

в ДТП большей частью разбиваются всякие алкаши и "гонщики". Для обычного человека погибнуть в автокатастрофе вероятность исчезающе мала.

В ОТЛИЧИЕ ОТ АВИАЦИИ,

Да. И опять таки управляя автомобилем у тебя есть шанс сманеврировать, уйти в кювет, если на тебя гонщик летит - отделаешься ушибами или переломами, если не пристёгнут. В самолёте от тебя ничего не зависит.

все равно не понимаю, чего бояться

Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.

(Deleted comment)
Про контрафактные запчасти, на основании чего такое утверждение, знаете что то конкретное, или просто мысли вслух

Да, при езде на автомобиле главная опасность при нарушении правил. В т.ч. и другими участниками движения! А эти самые участники могут в принципе быть практически кем угодно - хоть эпилептиками хоть упоровшимися наркоманами.

Статистика - плохой аргумент

в устах (руках) непрофессионалов.
Пример: средний возраст дожития мужчины в России ок 70 лет. Мужчине -75. Большинство подумает, что он мёртв, на самом деле у него хорошие шансы прожить еще много лет, так как почти все риски приняли умершие...
Аналогично и с авиакатастрофами - манипулируют меньшим числом смертей на км пробега (пролета) и т.д.
-
На самом деле, если кто-то решил грохнуть лайнер или сошлись 2-3 фактора, то картина менятся

Edited at 2016-05-21 07:25 am (UTC)

Какие же это риски приняли умершие?
Клеткам в теле этого мужчины пофиг на клетки в телах покойников - так же переродятся (клетки, не покойники). На желание гопарей его зарезать умершие когда-то от инфаркта его ровесники не повлияют. И т.д.

Всё верно пишете, респект и уважуха (особенно вывод), но часть про последствия отказов разного рода не подкреплена цифрами.

За год происходит около 20 млн. самолетовылетов, на них приходится 150 авиакатастроф

откуда данные? что то подозрительно много авиакатастроф... получается самолеты падать должны через день почти.

например тут http://deit.name/2011/09/%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%8B/

2009год -30 крушений

Хм... Не хочу запугивать? А зачем тогда запугиваешь? Просто правда ради правды? Летать люди всё равно будут. Но только раньше был аргумент для успокоения боящегося, а сейчас ты его разрушил. Нет, лично мне - пофиг. Как не боялся, так и не буду. Но успокоить рядом трясущегося пассажира мне уже будет сложно. Я буду знать, что вру. А врать буду всё равно. Ради его же блага.

(Deleted comment)
?

Log in

No account? Create an account