Евгений Шульц (eugenyshultz) wrote,
Евгений Шульц
eugenyshultz

Category:

Налоги, сборы и ... правило Парето 80/20

Политики разных мастей и общество до сих пор причитают по поводу дефицита Пенсионного Фонда и разного рода несуразиц в системе налогообложения. Надо сказать, почти все говорят какую-то ерунду. Все это усугубляется реальным непониманием большинством населения источников финансирования ПФР, системы налогообложения, идиотскими предрассудками, густо замешанными на двух крайностях – полностью либеральной, в которой работник подлая сволочь, только и желающая обмануть работодателя, чтоб поменьше работать и побольше получать и социально-социалистической, в которой работодатель непременно упырь, сосущий кровь из своих сотрудников. Я не буду говорить, что я постиг все на свете. Как говорится, «я знаю многое, но не всеведущ я», но изложу некоторые соображения, которые, уверен, будут полезны.



Налогообложение наемного работника, работающего полностью по белому состоит из нескольких видов отчислений.

1.Подоходный налог – 13% Это действительно, одна из самых низких в мире ставок подоходного налога. Этим фактом, кичатся в правительстве уже не один год. Но…
2.Есть еще и страховые взносы, которые для наемного работника НИЧЕМ не отличаются от подоходного налога, однако по иезуитской логике бюрократии и дебильно-восторженной логики крайнего социалиста, почему-то считаются налогом не на сотрудника, а на работодателя. Более идиотского утверждения я не знаю… Итак:
а) Отчисления в ПФР – 22% (!!!) при этом с сумм, превышающих 512 тыс./год берется только 10%
б) Отчисления ФОМС – 2%, при этом с сумм, превышающих 512 тыс./год не берется ничего
в) Отчисления ФСС – 5%, при этом с сумм, превышающих 512 тыс./год не берется ничего

Видимо логика правительства была в том, чтобы стимулировать на большие белые зарплаты. Неплохая мысль, но во что она вылилось? 512 тыс. – это 43 тыс. / мес. Это наиболее распространенный уровень зарплаты в России. Причем по верхней границе. И что мы имеем в реальности, наибольшую нагрузку по налогам и отчисления несет подавляющее количество населения, доходы которых весьма скромны. Большинство людей в России отплачивают- 13+22+2+5=42% своих доходов в бюджет и разного рода фонды. А наиболее богатые, платят 13+10+0.2+0.8=24% т.е. практически в 2 раза (!!!) меньше в процентном отношении к своим доходам! Вопиющая несправедливость – наиболее богатые платят в два раза меньше, чем бедные по отношению к своим доходам.

Взглянем на таблицу. Сделаем маленькую приблизительную модель России. Возьмем 14000 человек (в 10000 раз меньше чем реальное население России). Создадим крайне приблизительную картину распределения доходов:

1.3000 чел с доходом 15 тыс./мес. – малооплачиваемые сотрудники
2.7000 чел с доходом 30 тыс./мес. – основной слой сотрудников
3.2890 чел. с доходом 60 тыс./мес. – начальники нижнего звена, высокооплачиваемы специалисты
4.1000 чел. с доходом 110 тыс./мес. – начальники высокого звена
5.100 чел. с доходом 300 тыс./мес. – управляющие, топ-менеджеры
6.10 чел. с доходом 1 млн./мес. – крупные собственники

Прошу понять, что упрощение сделано сознательно, для лучшего понимания, ибо полностью точная картина будет крайне сложна для понимания неподготовленным человеком. Но это показательная картина, т.е. закономерности, обнаруженные на ней, работают и в реальности.

Нас не устраивает подобное положение дел. Поэтому попробуем исправить ту ситуацию с помощью единого налога с постоянной ставкой. Итак, предположим, что налог должен быть для ВСЕХ равный и только один. Подбирая этот размер, приходим к выводу, что размер такого налога 37%. Это много!!! Причем получается, что малодоходные слои населения улучшают свое положение на жалких 5%, что в отношении к абсолютным величинам вообще смехотворно – около 1-2 тыс. рублей, но при этом высокооплачиваемые ухудшают свое положение аж на 13%, что в абсолютных цифрах равняется цифрам от нескольких десятков, до сотен тысяч. Учитывая, что высокооплачиваемы и более влиятельны каждый по отдельности, а малооплачиваемые сидят себе и не жужжат, пока жить хоть как-то можно – логика правительства понятна и даже правильна. Единый налог вызовет серьезный протест со стороны влиятельных людей, но при этом положение народа улучшит настолько незначительно, что благодарности от народа не будет – этого никто и не заметит.
Более того – по продемонстрированной логике, правительство не только поступает правильно, но и выбрало очень взвешенные ставки налогов и сборов. Здорово, да? Ведь сегодняшнее положение означат одно: БЕДНЫЕ платят за БОГАТЫХ, а не наоборот! Но вот так вот получается… Смириться? Нет!

Мы не будем следовать УЩЕРБНОЙ логике правительства. И вспомним, что доходы это не только ЗАРПЛАТА! Более того, основную часть доходов богатых составляет как раз не зарплата! Проклятие «Чтоб ты жил на одну зарплату!» не сегодня придумано… А какие еще есть доходы? Мы даже не будем рассматривать полностью черные доходы…

Обратим внимание еще на два вида доходов:

1.Дивиденды собственника, прибыль от предприятия. Налог составляет 9%. Сборы не берутся никакие
2.Прибыль по финансовым сделкам. Налог составляет 4%. Сборы не берутся никакие.

В реальности, картина опять же посложнее, но мы не будем углубляться в детали. Но поверьте, это не нарушит логики того, что я сейчас скажу…

Итак, мы установили еще два СЕРЬЕЗНЕЙШИХ источника дохода, который доступен, как правило, только богатым и ставка отчислений, с которых смехотворно мала! Именно к минимальным цифрам будет стремиться налоговая нагрузка, т.к. любой здравомыслящий человек, лучше получит миллион со своего предприятия в виде дивидендов за 9%, а не в виде зарплаты с налогом 23%. А если есть возможность провести все это по акциям и прочим финансовым инструментам, соответственно уйдет в акции уже при налоге в 4%. Запомните этот факт.

А теперь вспомним про правило Парето. В свое время, Парето установил эмпирическое правило 80/20 - в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов. Принцип в дальнейшем получил более широкое приложение, но мы остановимся только на экономической его части. Итак – 20% людей владеют 80% богатства.



Составим еще одну табличку, в которой распределяется гипотетический МИЛЛЛИОН. Итак, добро пожаловать в реальность! Взглянем на жизнь не со стороны зарплат, а со стороны реального распределения доходов между людьми.

80% людей получат 20% от миллиона, т.е. 200 тыс.
20% людей получат 80% от миллиона, т.е. 800 тыс.

Но мы еще сделаем одну итерацию, чтобы модель была более представительна. Каждая группа сама затем делится в пропорции 80/20.

Получаем четыре условные группы:

1. Наемные малооплачиваемые сотрудники - налоговая нагрузка в пределе 42%
2. Наемные высокооплачиваемые сотрудники – налоговая нагрузка в пределе 23%
3. Топ-менеджеры - налоговая нагрузка в переделе 9%
4. Собственники - налоговая нагрузка в пределе 4%

А теперь давайте на ВЕСЬ доход независимо от его происхождения попробуем ввести ЕДИНЫЙ налог. И что видим? Уже при 13% рост сборов на 10%, а при 15% почти в полтора раза!!! При этом, нагрузка с малообеспеченных падает более чем в 3 раза!!! Средний класс выигрывает в 2 раза!!!, ну а разные категории богатых теряют от 1,5 до 3 раз! И это заметьте без всяких ПРОГРЕССИВОК! Проблема просто в том, что сегодня РЕГРЕССИВНАЯ по факту шкала налогообложения! Я вообще-то являюсь протвником и регрессии и прогресии, но все же считаю, что разновидность прогрессивной ставки может быть, но только в одном виде: ОСВОБОЖДЕНИЕ самых низкооплачиваемых от налогов, а также безналоговые льготы для маленьких новых компаний... но там много проблем может быть, ибо боюсь крупные бизнесы будут маскировать под конгломераты мелких... Поэтому я все же сторонник постоянных ставок.

Итак, я за ОДИН ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ с ПОСТОЯННОЙ ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ НА ВСЕ ВИДЫ ДОХОДОВ! Налог это должен быть не более 15-16%. Это значительно упрощает работу налоговой инспекции, упрощает расчеты, упрощает программные средства, легко контролируется и т.д.

Касательно ПФР… ПФР уже который год является УБЫТОЧНЫМ, т.е. в него постоянно идут траншы из бюджета. В этой связи меня удивляет причитания оппозиционно настроенных граждан, которые кричат «нас оборовали» при одних только мыслях в правительстве об исправлении ситуации в ПФР, а это, несомненно, должно быть проведено за счет упразднения накопительной части. А с другой стороны, конечно, удивляет и само правительство, которое довело до такой ситуации. А третьей стороны – Путин, который приказал сократить транши из бюджета в ПФР, не устранив не только текущие проблемы и но и не решив фундаментальных проблем ПФР!!!

А теперь господа защитники Стабильности, объясните мне, почему правительство Путина, на словах выступая за народ и рабочих, уже 10 год имеет регрессивную шкалу налогов и сборов, нагрузка от которой, ложится на низкооплачиваемые слои общества в угоду высокооплачиваемым и сверхвысокооплачиваемым?

По теме:
1. о ПФР: "Терпилы пенсионного фонда становятся подлецами" http://eugenyshultz.livejournal.com/341032.html
2. о страховых сборах: "Не будут брать - отключим газ..." http://eugenyshultz.livejournal.com/157759.html

Tags: ПФР, власть, налоги, оппозиция, сборы, экономика
Subscribe
promo eugenyshultz december 24, 2015 12:00 161
Buy for 100 tokens
«Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автором теории является Нассим Талеб, который в своей книге «Под знаком непредсказуемости» ввёл термин события типа «чёрный лебедь»... Согласно критериям, предложенным…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →